Чему учить обычных родителей


Средние родители с детьми управляются, но ситуативно и неровно: когда-то более удачно, когда-то менее, в разных ситуациях по-разному.

Детей воспитывают бестолково, по настроению, смутно, не очень понимая, что происходит, «с кем я, что я, как я», как карта ляжет. И, главное - урывками: то вроде воспитываю, а сейчас отвлеклась на телевизор, на разговор, на другие дела и хлопоты. В хорошем настроении детьми развлекаются, а когда те их достали – ругаются. Это родители сами знают, что бить детей нельзя, но - не получается, нервы не выдерживают. Если дети их крепко достали, они могут и стукнуть, потом - переживают. Впрочем, настоящего интереса к делу воспитания детей нет, им интереснее поговорить о кулинарии (если это женщины) и спорте (мужчины).

На что ориентировать таких, средних родителей? О чем с ними говорить, когда дело заходит о воспитании детей?

Ставить задачи воспитания детей для таких родителей - неадекватно и не стоит. Нужно учесть, что неумелые родители под воспитанием детей понимают чтение нотаций и грозные окрики: "Немедленно прекрати!". Они думают, что воспитывают: когда сердятся, спрашивают «почему ты это сделал?» и «почему ты не убрал». «Перестань меня воспитывать» кричат в ответ им дети. Чем больше они шумят на детей, тем хуже последствия. Если требовать от них: "Займитесь воспитанием своих детей!", кажется, будет больше вреда, чем пользы: когда они хотят, как лучше, у них получается как всегда. Таким родителям, если они действительно хотят добра детям (да и себе), лучше заняться воспитанием себя и поменьше приставать к детям. Чем меньше обычные родители воспитывают детей, тем детям лучше. Пусть детей поддерживают, пусть с детьми играют и дружат, пусть с детьми разговаривают: от этого польза будет.

Для обычных родителей, которые не умеют воспитывать, лучше убрать руки от детей и просто налаживать с детьми нормальные отношения. Не умеете воспитывать – не лезьте. Хуже получается

Собственно, по этому пути уже и идет современные психологи, когда дают рекомендации родителям по поводу детей. Традиционные советы "старайтесь понимать детей", "разговаривайте с детьми", "учитесь слушать детей", "просто дружите с детьми" - вполне разумны, поскольку отвлекают таких неумелых родителей от воспитательного процесса, к которому они по факту неспособны, и ориентируют на вполне полезные дела, которые помогают и им самим, и их детям.

Когда в книгах идут рекомендации: «Не торопитесь говорить детям. Больше слушайте детей» - это про что? Слушать детей – это разве их воспитывать? В малой степени. Слушать – это не шуметь, слушать – это не ругаться, слушать, это не торопиться говорить что-то типа «головой думай», «смотри, что делаешь». И когда родитель перестает шуметь на детей, перестает воспитывать, начинает к детям прислушиваться, через некоторое время ситуация разруливается. И, может быть, ребенка и не воспитывали, а ситуация в доме стала лучше.

Когда родителями становятся вчерашние дети, которые не могут еще управиться с собой, пусть практикуют в первую очередь недирективное воспитание. Это как бы воспитание, но не через инструкции, не через директивы, а воспитание собственным примером, поддержкой и подсказкой, организацией ситуации жизни. Детям можно ничего не говорить, но если вы сами утром делаете зарядку, с большой вероятностью скоро дети будут делать зарядку рядом с вами. Без всяких директив, требований и нотаций дети берут от нас лучшее, если в нас это хорошее есть. В недирективном воспитании воспитания как будто нет - но оно во многом происходит.

К сожалению, оно происходит только "во многом", и переоценивать возможности недирективного воспитания нельзя. Что-то понравится ребенку взять от вас, а умение красиво врать или смачно ругаться он захочет взять, заинтересовавшись другими образцами.

К собственно воспитанию детей таких родителей следует только постепенно, по мере повышения их общей и психолого-педагогической культуры. И начинать нужно - с самовоспитания: приучить себя дома жить не только чувствами, но включать голову, перестать грызть себя за случайные ошибки, научиться контролировать свои эмоции, следить за своей речью и в принципе работать над собой. По мере успехов и жизненных нужд можно постепенно переходить ко все более активному управлению детьми: понять, когда уместны требования, а когда просьбы, освоить стили Силовика, Душки и Тактика, научиться грамотно хвалить и критиковать по схеме "плюс-минус-плюс", не вестись на детские манипуляшки, а уверенно формулировать свои ожидания к детям и подкреплять их нужное поведение.

Чтобы если детям сказано – то все-таки сделано, и маму с папой надо слушаться. К бабушке относимся с любовью и уважением – бабушка пожилой человек. И просто решение ситуативных задач – это уже великое дело. Если ребенок хотя бы вам нервы не треплет, хотя бы из-за телевизора выходит, уроки делает и ложится вовремя, – вы уже великие люди: вы научились управлять ребенком.